Юго-западная часть крымского предгорья когда-то давно была
территорией средневекового княжества Феодоро. На достаточно небольшой по
сегодняшним меркам площади - от Севастополя до Демерджи на юге и Баклы
на севере - до сих пор можно встретить свидетельства былого могущества
княжества в виде остатков поселений, крепостей и пещерных монастырей.
К
северу от села Терновка, совсем недалеко от Севастополя, в обрывах
скалы, нависающей над Шульской долиной, расположился пещерный монастырь
Шулдан (с татарского - Отдающий эхо), основанный в VIII - IХ вв.
монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей
Византии в период господства там иконоборцев.
В
период расцвета княжества Феодоро, в ХIV - начале ХV вв., монастырь
перестраивается, храм расширяется и в нем появляется новый баптистерий.
Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, ведь
Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро -
Мангупа.
В наше время монастырь восстанавливается
живущими здесь иноками. Оборудованы жилые кельи, хозяйственные постройки
и открыт для посещения главный храм. Монастырь посещаем не только
паломниками (для ночлега им предоставляются гостевые кельи), но и
туристами. Несколько лет назад над козырьком, под которым располагаются
пещеры монастыря, была построена башня-часовня. Вместе с отшельниками,
ее строили бывшие наркозависимые и алкоголики. Еще некоторое время назад
иноки занимались реабилитацией таких людей, которые здесь жили и
работали вдали от мира и пагубных соблазнов.
3.
Часовню монастыря видно издалека - с дороги, идущей через Терновку в
Бахчисарай. К монастырю можно подняться либо через Шульскую долину, либо
от Эски-Керменчерез Пятую балку.
4.
Дорога с долины на плато, где расположен монастырь. Сплошь белая
меловая скала, скользкая и гладкая выглядит сногсшибательно среди
осенних листьев на "обочине"
5. Вид на монастырь, расположенный под скальным козырьком и часовню на краю плато
6.
Рядом с монастырем располагается несколько обособленных пещер, занятых
отшельниками. Как и на Мангупе, они любят окружать себя различными
необычными вещами и символами. Что-то типа домофона или камеры
наблюдения перед пещерой
7. Вход в монастырский комплекс, который состоит из пещерного храма и еще около 20 помещений, которые расположены в два яруса
Первоначальный
монастырь мог здесь возникнуть в XIII-XIV вв. Скорее всего, он был
небольших размеров, а часть комплекса находилась в гроте к западу от
современного и была уничтожена в результате обвала. На месте современной
главной церкви находилась более ранняя с примыкающей к ней с юга
крещальней, от которой сохранилась лишь купель со ступенькой,
вырубленной в полу. В период Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV
вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый
баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горнего места,
монастырь, скорее всего, был не последним в церковной иерархии.
8.
Некоторые пещеры оборудованы в жилые кельи. Они отделены от остального
пространства стенами из камня, добытого здесь же в других помещениях.
9.
В монастыре меня встречает Давид. Ему чуть более 35 лет и он уже около
10 лет отшельничествует, живя на Шулдане, а также в других уединенных
местах Крыма. У него два образования - богословское и философское,
полученное в Болонском университете.
10.
Не зря это место названо "Отдающий Эхо". Звук монастырской звонницы
очень долго висит в воздухе, заполняя долину. Повсюду в храме можно
встретить ниши в стенах или в полу. Это захоронения прихожан, которые
при жизни выбрали такой способ погребения. Тело умершего укладывается на
три года в выдолбленную нишу и закрывается погребальной плитой. Через
три года кости извлекаются из ниши и складываются в оссуарий.
11. Помещения монастыря расположены в глубине скалы и выходят на общую длинную террасу-коридор,
12.
В помещении главного храма. Отец Анатолий - настоятель храма и
единственный постоянно живущий здесь человек. Вот уже много лет он
своими руками и руками приходящих отшельников приводит монастырь в тот
вид, который есть сейчас.
Его гостеприимство и
приветливость к бесконечному потоку посетителей, далеких от
паломничества и религии в целом, оставляют от посещения Шулдана гораздо
более приятные впечатления, чем от некоторых других заселенных пещерных
монастырей.
13.
В пещерном монастыре расположен храм. Его размеры 7 х 3,3 х 3,6, в
плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Алтарная часть
подковообразной формы. В основании стен апсиды вырублен двухступенчатый
синтрон с горним местом посередине. В древности стены храма были
расписаны фресками, к настоящему времени они утрачены.
14. Крещальня с бывшей купальней в нише.
15. В боковой нише храма располагается оссуарий. Здесь хранятся кости умерших, найденные в одной из дальних тайных пещер храма.
16. Во время служба в монастырском храме
17. Руки и буквы. Мысли и слова.
18.
Хозяйственная пещера. Здесь отец Анатолий накапливает запас дров на
зиму. Для этого он собирает обломки деревьев на плато и спускает к
монастырю при помощи допотопной лебедки (немного дальше вы ее увидите)
19. Освещение в пещерах
20. У входа в жилую келью
21.
Жилая келья в монастыре. Вообще, стоит сказать, что здесь оборудовано
несколько жилых помещений, которые могут приютить паломника или простого
путника. Здесь не отказывают в гостеприимстве
22. Окно в мир
23. Трапезная с видом на Шульскую долину
24. Балкон, вид с которого намного красивее, чем вид из многомиллионных пентхаусов
25. Келья у входа в монастырь, в которой живет добродушный пес.
26. Строящаяся избушка. Сначала складывается печь, а затем вокруг нее из веток уже наращивают саму хижину.
27. Беседка на краю скалы. Вид на Шульскую долину
28.
Скала с расположенной на ней часовней. Ее построили около 10 лет
назад бывшие наркозависимые и алкоголики. Еще некоторое время назад
отшельники занимались реабилитацией таких людей, которые здесь жили и
работали вдали от мира и пагубных соблазнов. Однако бюрократические
преграды вынудили отшельников прекратить эту деятельность. Со слов
Давида, государственные органы поставили их перед необходимостью
получения лицензии в Минохранздоровья.
29. Перила
30. Деревянная лестница на верхнее плато, где расположена часовня
31. Сколько раз становились на деревянную ступеньку - знают только гвозди
32. Часовня монастыря Шулдан и лебедка для спуска дров к монастырскому комплексу
33. Лестница на верхнюю часть башни.
34. Открывающийся вид на долину
35. Растения, камень, дерево и тишина.
36. Философское место
37. Высота 515. Шулдан-Бурун. Крайняя и самая высокая оконечность плато, на котором расположен монастырь Шулдан.
При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник
Источник